
1 – поддон картера;
2 – маслозаборник;
3 – масляный насос;
4 – валик привода
масляного насоса;
5 – коленчатый вал;
6 – шатун;
7, 9 – ведомая и
ведущая шестерни;
8 – крышка привода;
10 – поршневой палец;
11 – поршень;
12 – прокладка
головки блока цилиндров;
13 – впускной клапан;
14 – впускной
трубопровод;
15 – головка блока
цилиндров;
16 –
распределительный вал впускных клапанов;
17 – гидротолкатели;
18 –
распределительный вал выпускных клапанов;
19 – крышка головки
блока цилиндров;
20 – масломерный щуп;
21 – выпускной
коллектор;
22 – выпускной
клапан;
23 – блок цилиндров;
24 – пробка
маслосливная.
Конструкция
Двигатель
ЗМЗ-4061 и 4063 карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный,
шестнадцатиклапанный, с двумя
распределительными валами в головке блока. Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.
Двигатель ЗМЗ-406
выпускается с 1996 года и зарекомендовал себя как простой и надежный. По
надежности он не уступает, а часто и превосходит старый добрый движок ЗМЗ-402.
Четыре цилиндра диаметром 92
мм с ходом поршня 86 мм, объем 2, 28 литра, компрессия 9, 3,
масса 190 кг.
Мощность ЗМЗ-406 с карбюратором 110 л.с.
Блок цилиндров — чугунный, цилиндры расточены
непосредственно в блоке. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей
жидкости.
Привод насоса охлаждающей жидкости с
вентилятором и генератора поликлиновым ремнем, расположенным в передней части
двигателя.
К задней привалочной плоскости блока цилиндров
крепится картер сцепления.
Силовой агрегат крепится к кузову автомобиля
на трех опорах — две резиновые подушки размещены с правой и левой сторон
двигателя, третья опора установлена под задним картером коробки передач.
Коленчатый вал — чугунный, литой, вращается в
пяти коренных подшипниках скольжения. Осевое перемещение вала ограничено
четырьмя упорными полукольцами.
Шатуны — стальные, кованые, двутаврового
сечения, нижний (разъемной) головкой они соединяются с коленчатым валом через
шатунные подшипники скольжения, верхней головкой — с поршневым пальцем. Палец
плавающего типа, т.е. он свободно поворачивается в бобышках поршня и в
бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничено
двумя стопорными кольцами, установленными в проточках бобышек поршня.
Поршни — литые, из алюминиевого сплава, с
двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцами. При работе поршни
охлаждаются струей масла через отверстия в верхних головках шатунов.
Головка блока цилиндров отлитая из
алюминиевого сплава, с запрессованными чугунными седлами и направляющими
втулками клапанов. Клапаны приводятся в действие через цилиндрические
гидротолкатели, поэтому привод клапанов в регулировке зазоров не нуждается.
Распределительные валы — литые, чугунные,
каждый вращается в пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений их
удерживают пластмассовые полукольца, установленные в выточках передних крышек и
проточках передних опорных шеек валов. Привод распределительных валов — цепной,
двухступенчатый (через звездочку промежуточного вала). Натяжение обеих цепей
обеспечивается автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от
давления в системе смазки.
Система смазки двигателя — комбинированная:
под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала,
поршневые пальцы, опоры распределительных валов, подшипники промежуточного вала
и валика привода масляного насоса, гидротолкатели и винтовые шестерни.
Остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос — шестеренчатый, односекционный с приводом от промежуточного
вала посредством пары винтовых шестерен. В систему смазки встроены масляный
радиатор и полнопоточный фильтр.
Система вентиляции картера — закрытая,
принудительная с отводом картерных газов через маслоотделитель в систему
впуска.
На двигателе установлена система рециркуляции
отработавших газов. Она направляет часть отработавших газов во впускной
трубопровод, чем достигается снижение токсичности.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого
типа с принудительной циркуляцией. Насос охлаждающей жидкости — центробежного
типа, приводится от коленчатого вала поликлиновым ремнем совместно с
вентилятором. В систему охлаждения встроен термостат.
На базе двигателя
ЗМЗ-406 построены модификации ЗМЗ-405 и ЗМЗ-409. Модель ЗМЗ-40522.10
соответствует Евро 2. Модели ЗМЗ-40524.10 (Газель), ЗМЗ-40525.10 (Волга),
ЗМЗ-40904.10 (УАЗ-Patriot) соответствуют экологическому классу Евро 3 и имеют
несущественные отличия в мощности, диаметре и длине хода поршня. Есть и
конструктивные отличия. Например, у ЗМЗ-405 другая система газораспределения,
отличная от ЗМЗ-406. Некоторые механики считают, что ЗМЗ-405 легче перегреть,
чем ЗМЗ-406, а пятую головку блока (где насверлены газораспределительные
отверстия) легче «ведет», чем шестую. За достоверность ручаться не будем, но нам
известен факт, когда на шестом движке однажды пришлось ехать 300 км с температурой более
110 С без каких-либо последствий. Надо еще сказать, что термостат стоял зимний,
а масляный радиатор отсутствовал. Когда заменили термостат на летний
(открывается около 70 градусов), то про перегрев забыли навсегда. Летом в жару
видим регулярно другие Газели с приоткрытым капотом (пластиковую бутылку
вставляют). Возможно, для пятых движков это необходимо. На ЗМЗ-406 масляный
радиатор - это лишняя деталь, так как шестой движок и так не греется. А ЗМЗ-405
в жаркую погоду греется, и масляный радиатор не помогает.
На машинах 2005
года выпуска стоят двигатель ЗМЗ-406 с карбюратором и электронной системой
ЭПХХ. Иногда на данные модификации авто ставилась клапанная крышка головки
блока цилиндров, сделанная из пластика. Из под прокладки такой клапанной крышки
обычно сочится масло. После замены крышки на металлическую течи прекращаются. Существуют
ситуации, когда пластиковая крышка просто разрывается на части в результате
сильного хлопка газа. Механики свидетельствуют, что в мороз такое редко, но
бывает даже на бензине. В обычную погоду на пропане или метане иногда случаются
легкие хлопки в двигателе. Иногда от этих хлопков выбивает пробку клапанной
крышки (маслозаливной горловины). От этого спасает настройка зажигания.
Двигатель ЗМЗ-406
с карбюратором существенно дешевле оснастить газовым оборудованием. Это
касается как пропана, так и метана. Установка оборудования дешевле в 2,5-3
раза, чем на машину с инжекторным шестым или пятым двигателем. Чем выше класс
экологических норм, тем дороже обойдется установка газового оборудования.
Расход бензина на
карбюраторном ЗМЗ-406 сильно зависит от времени года, манеры и условий езды.
Летом по трассе на пустой машине расход может составлять 12л/100 км. В городе
15-16 л.
Зимой до 20 л.
на сотню.
Вот что о двигателе ЗМЗ-406 говорит владелец ГАЗ 2705 2005
года выпуска.
За 7 лет и 200
тыс. пробега в двигателе менялось только масло (полусинтетическое BP Visco
3000) и свечи (высоковольтные провода тоже). Из навесного оборудования менял
карбюратор (после нескольких чисток), катушки зажигания и стартер, который
перестал выключаться. Кстати, в таком случае стартер подлежит замене полностью,
перебор или замена втягивающего реле ничего не даст.
В целом двигатель
ЗМЗ-406 очень понравился. Динамики нет, но есть надежность и большой ресурс.
Если не топить постоянно педаль в пол, ездить на хорошем масле и качественном
бензине, то этот двигатель ходит от 500 тыс. км. Встречались машины с пробегом
более 1 млн. км. без капитального ремонта двигателя.